Время отпуска в СССР 1979 года — 17 день

2, Июль 2012 г. | Рубрики: Мои произведения | 4 коммент. »

Семнадцатый день отпуска. 3 августа, пятница

17 день отпускаНа спидометре 73396.  5-15 утра. Выехали рано и уверенно поехали не по той  дороге. 10 км  возвращались назад. Хорошо ещё во время спохватились, а то уехали бы бог весть куда - так начался 17 день отпуска.  На столбике было 462,  когда проехали стрелку - кемпинг. Значит,  в Самарканде кемпинг есть особо, а мы были на турбазе.

На спидометре  - 73523.  Заправились за деньги - 3 рубля за 20 литров.

На спидометре - 73578.  Заправка передвижная. Заправили - 40 литров. Очень  хороший бензин.

На спидометре - 73600. Опять плутали 22 км.

В чем дело? Второй раз блуждаем. Какой джин заколдовал нас?

На спидометре:

73633 - сел я.

73643 - сел папа.

73723 - сел я..

73743 - съели дыню.

73764 - сел папа.

74000 - Уч-Кургон!!! От дома проехали 5445 км.

Отпуск пошёл на вторую половину. Предстоит 4 дня отпуска.

Вспоминая уже написанное,  обнаружил пропуски.  Во-первых не записал,  как мы  заехали в Гиджуван - 44 км. от Бухары. Когда родители ездили этим же маршрутом раньше, им говорили, что в Гиджуване лучшие шашлыки,  лучшая форель. Форели они там не попробовали, но ели шашлыки и пили сухое вино - это тогда,  8 лет назад... А ещё они востаргались магазинчиками в Гиджуване. Их поразило  тогда - наличие красивого стекла, хрусталя, посуды.

Поэтому мы решили заехать в Гиджуван и сейчас.

отпуск 17Сначала родители его не узнали. Большая площадь. Недостроенный красавец - ресторан и  ряд других с орнаментами зданий.  Но, присмотревшись,  они нашли место,  где стояло то кафе,  где  ели шашлыки, а через несколько минут узнали и магазинчик. Помещения внутри расширились за счет подсобок.

Посуды много:  хрустальные стопочки - три рубля за штуку и рюмки и фужеры,  стаканы не плохой формы...  А во втором зале - эмалированная посуда: красная,  белая, с цветочками: бидончики, утятницы, миски и чего там только не было. Но  мы давно уже вышли из установленных границ по затратам. Поэтому поохали, поахали и, зайдя на почти пустой рынок (дело было к вечеру),  купили там  только  семечек и поехали дальше.

Гиджуван - название красивое, как имя девушки.

И второе,  о чем я забыл написать, это о наших продовольственных запасах.  Это важно, чтобы не повторить подобные ошибки впредь. Жара предъявляет к  продуктам особые  требования.  До Азова мы к столовским продуктам добавляли продукты, взятые с собой из дома. Икру паясную съели вовремя. Последний бутерброд  съели  уже  подтаявшим  на ночёвке - на Бакире - через день после езды от Красноводска, вернее,  в тот же день, вечером. Водку - 10 бутылок мы выпили в Азове всю. В Баку подкупили 5 бутылок. В Уч-Кургоне мы их вынули из багажника горячими, а водка в них была,  как кипячёная.  Колбасу трёх сортов мы в Азове понемногу ели и по дороге до Азова.  Но что с ней стало за один день жары. На ночёвке в Бакире мы колбасу не узнали - жир растопился и  провалился, колбаса подсохла. Может быть, она и не испортилась, но вид у неё был не просто не аппетитный, а ужасный.  Утром, при отъезде из Бакира, мы выкинули эту колбасу в кусты, где по ночам пасутся ничейные собаки. Шоколад весь течёт. Из всех коробок мы довезли лишь две,  которые были спрятаны в чемодан.  Кроме того, они были в  коробках,  а  одни даже в обёртках - "Солнышко" Мы их даже довезли до Фрунзе, а "Раздолье" - до Уч-Кургона.  Масло сливочное у нас кончилось  перед Баку. В  продаже его нигде не было.  И, лишь случайно, в Баку купили масло,  по  обычаю сложили его в кастрюлю, а её вставили в другую. В Уч-Кургон привезли в одной кастрюле на донышке растопленного масла,  в другой - прокисшую пену.  А что было с любовно разделанной селёдкой. Она как вскипела в стеклянной банке, распухла и  завоняла.  Майонез  в банках растопился и разделился на составные части. Хорошо кушалось сгущённое молоко.  Очень ценился чай цейлонский. В Казахстане говорили,  что за хороший чай можно выменять барана.  В Средней Азии пьют чай зелёный, но и чёрный ценится не меньше, т.к. достать его трудно.

Так что, в основном, продукты пошли на пользу,  но были и определенные потери. В такую дорогу надо брать с собой сумку - холодильник или какой-либо другой дорожный холодильник.  Кроме экономии это ещё и удобство, так как колбасы мы не видели нигде, кроме Целинограда.  Стоила она 3-70 руб. Напоминала ливерную, грубо нашпигованную крупными кусками сала. Масло сливочное мы видели два-три раза.  Случайно застали - его выкинули в продажу в  Баку.  Позже  видели масло - в Жигулёвске, с большой наценкой продавали остатки в буфете и ещё где-то... В Азове масло продавали на базаре.  И всё. А без масла в дороге плохо. Все-таки, когда ничего нет, хлеб с маслом - это не сухая корочка...

Еда в Средней Азии вкусная, но своеобразная. Мы всё-таки привыкли к другой  еде: молоко,  картошка с маслом,  мясо, щи. Всё это просто, извечно, как старушка - Русь, но необходимо для любого русского. Нам не хватало молока, масла,  картошки. Непривычные  к придорожным закусочным,  при всей невзыскательности к  еде, мы старались не брать вторые блюда.  И везде,  где по дороге встречались щи, мы их брали обязательно.

Если я ещё что-нибудь вспомню,  опущенное в  описаниях, впишу  в  следующей тетради, т.к.  складывается впечатление, что эта тетрадь в единственном числе - не вместит впечатлений от нашей второй половины отпуска.

Итак, мы въезжаем в Уч-Кургон.  Родители не были здесь 8 лет, да и в прошлый раз они  пробыли здесь всего 2 дня. Сейчас мы намереваемся провести  здесь 4 дня.

Нас встречал памятник погибшим солдатам в великой отечественной войне.

Семья Курманаевых - семья необычная. Во многом достойна примера. Это семья старого коммуниста.  Честность, трудолюбие, бескорыстность во всём - эти черты встречаются, в основном, у поколения, родившегося в годы революции, победившего  в Отечественную, в 45-ом и до сих пор стоявшего у руля ветрил.

Я помню слова Гарифа Нассибуловича - "Карьера?  Я не знаю что это такое. Я  всю жизнь работаю там, куда посылает партия".

Нина Евстафьевна,  Витина родная тётка (сестра отца), украинка, вышла замуж за Гарифа  Нассибуловича после войны. Гариф Нассибулович - татарин. Тете Нине было трудно. Родные не признавали её сначала.  Нужно было завоевать признание,  сохранить любовь,  сберечь семью... Много чего нужно было. И тётя Нина сумела. Она приняла всё и прошла через всё.  Обычаи она блюдет, мужнины.... Детей они назвали - Роза, Гариф и Ганик. Была она мужу и женой и подругой и помощницей. И пришли к ней уважение и почёт.

Когда мы были у них первый раз - приезжали поездом лет четырнадцать назад,  (мне было 5 лет), Гариф Нассибулович работал председателем хлопководческого колхоза. Тогда меня поразило, как к тёте Нине домой шёл всё время народ.  Потом родители мне объяснили, что к ней шли за помощью, за советом. Приходила женщина, жаловалась, что муж обижает, просила заступиться... и т.п. Великую жизненную мудрость несёт тётя Нина по своей жизни.

Ну, а  о Гарифе Нассибуловиче и рассказать-то в двух словах невозможно.  Он  всегда работает на трудных участках. Даже словами не высказать ту кристальную  чистоту его души и поступков. Я бы очень хотел бы, чтобы мои дети были такими же честными, стойкими, гордыми...

В этой семье все дети - взрослые. Роза с семьей - мужем Наилем и сыном Тимурчиком живёт под Москвой. Тимурчика мы, конечно, застали у бабушки с дедушкой. Ганик  только женился.  Света - невестка, с грудным маленьким Гарифчиком тоже была здесь.

17 день
Стэлла, Света, Гариф Насибулович, Нина Ефстафьевна, мама и мальчишки

Равиль работает на руднике,  а Валя - его жена живет в  Ногинске. После зимы,  которую они с Равилем прожили врозь, по стечению обстоятельств, приезжала в Уч-Кургон в тот же вечер,  что и мы.  Сын её - Русланчик был тоже здесь.  Таким образом,  вечером 3-го августа собрались в Уч-Кургоне тётя Нина,  Гариф Нассибулович, Тимур с Русланом, Света с Гарифчиком, Равиль с Валей,  Ираида (мама),  Виктор (папа), Стэлла и я. Всего 12 человек, из них трое малышей, трое подростков и семь человек взрослых.

Уже не говоря о том,  что нужно всех уложить,  разместить, нужно накормить  такую ораву, а самое трудное - обслужить.

Дом большой - на пять комнат. Кухня вынесена на улицу. В саду самодельный душ. Утром наливают  в бак воду.  За день она прогревается и к вечеру можно принимать тёплый душ.

Сад: яблони, вишни,  сливы, груши,  абрикосы.  Фрукты валяются под ногами.

В саду стоит - я не знаю, как называется это сооружение, ну в общем, как веранда на возвышении - на высоких ногах с лестницей.  Мама рассказывала, что в прошлый приезд на этой  веранде принимали гостей. Стелили подушки, ковёр и по обычаю ели сидя.

Семнадцатый день отпуска
Валя, Равиль, тётя Нина, Стэлла и мама

В этот раз веранда была заставлена старым диваном, на котором складывались  опавшие спелые груши. А под верандой устроен теперь курятник. У них много кур и индюков. Индюшка вывела цыплят и с ними гуляет.  В общем, весело. Мама с Элей пожелали спать на улице,  на веранде.  Все остальные разместились в доме. Нас предупредили, что от кур могут быть блохи.  Никогда не знала, что у кур бывают блохи.

Когда немножко разобрались, сели ужинать.

Специально подарков мы не везли,  т.к.  собрались в отпуск в Среднюю  Азию  неожиданно. И  здесь мама почувствовала лёгкий стыд.  Можно было бы прочувствовать этот жест посерьёзнее.  Правда, мы в Баку случайно купили набор  стопочек стеклянных -  12 штук.  Они дешевенькие,  но приятные по форме - что-то вроде бочоночков. Ну, ещё коробку конфет достали,  три бутылки водки, бутылку сухого вина. Везли  Грифу  Нассибулловичу одеколон - "Ралли",  так одеколон от жары взорвался - синий пузырёк в виде машинки разлетелся на меленькие  кусочки. Мы быстро успели его выбросить из машины,  а то долго бы ещё пахло этим "Ралли". В общем, мы опростоволосились.  А, ведь, наша семья,  как никто другой - любит и умеет делать подарки. А здесь... Ай, яй, яй! Ну, ничего, при первой же возможности постараемся исправить эту оплошность.  Их,  правда, ничем не удивишь, но всё-таки как  приятно  будет  тёте  Нине послать какой-нибудь необычный яркий платок, а Гарифу Нассибулловичу - свитер, связанный мамиными руками...

Семнадцатый день Будем считать, что подарки для них за нами.

Итак, сели ужинать. Говорили много тёплых тостов, слов без тостов. Всё было немного  сумбурно,  но тепло и ласково.  Даже погода немного "наладилась".  Небо затянуло тучками. За четыре дня раза два шёл дождик. Жара спала.

Забыл написать (что-то к концу тетради стал пропускать события), что перед Уч-Кургоном мы заехали в Фергану.  Немножко по ней поплутали, зато неожиданно выехали  к дому,  в котором папа провёл своё детство. Папа показал дом детям. Даже заводил их во двор.  Узнал,  что в этом году запланирован  дом   к сносу. Так  увидел  он  дом  своего детства в последний раз.  Мысленно и даже  вслух попрощался с ним.  Так всё в жизни проходит: сначала теряется во времени, а потом исчезает с лица земли бесследно.  Было детство - прошло, осталось  лишь в памяти...  Стоит дом, в котором прошло детство - скоро его не будет. И  он останется лишь в памяти...  Так и отпуск...  Пройдёт и он.  И останется он  лишь в памяти нашей, да и в этой тетради.

Кстати, на этих словах первая тетрадь с записями о нашем отпуске кончилась.

Продолжение следует.  Здесь вы можете прочитать предыдущий день   "14 и 15 день" и "16 день"

рассказать друзьям и получить подарок
Все интересное сначала будет у вас!

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:
Понравилась статья? Расскажи друзьям.